МБДОУ Детский сад № 17 г. Уфы

Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста

«Детство – важный период человеческой жизни, неподготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, чтовошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степенизависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

     Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка сцелью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.

     Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. 


                               «Вместокисточки рука»

        Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к  организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. 

      Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у детей этого возраста делает затруднительной работу с большими кусками пластичного материала, а также  не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей  может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу и другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям. Но, несмотря на всеописанные выше трудности, не следует отказываться от работы с пластичными  материалами. 

         Рисование нетрадиционными  способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. 
    Детишки, с которыми я  работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые скаждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим  цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать, и,конечно же, рисовать!  И я считаю, что эстетический вкус детей,  развивается изо дня в день. 
       А рисовать, мы любим нетолько стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционнымиспособами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы  рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций",нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа  лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция. 
  Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо  целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.  
     Творческий процесс  завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге!  Когда - то видный  педагог Е.А. Флерина писала: ":взяв кисть из банки с красной краской,нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно ивзять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя  мазать стол, руки, лицо и т.п." А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки: " оживут: и петухи закукарекают, иножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана  затеют игру.                                                                                 

        На непосредственной образовательной  деятельности дети знакомятся с пластичными материалами и их свойствами, учатся изготавливать  пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, создавать простейшие объемные поделки, осваивают прием вдавливания. Навыки работы спластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать.

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

       На непосредственной образовательной деятельности лепкой у детей развивается речь. В процессе работы ведется непрерывная беседа с детьми, что, безусловно, положительно сказывается на их речевом развитии. Игровая организация деятельности стимулирует речевую  активность детей, вызывает речевое подражание.

              Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому непосредственная образовательная деятельность лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

        Для непосредственной образовательнойдеятельности лепкой следует подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей.Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первыеварианты обобщения, дать малышам представления о цвете, величине, форме, количестве предметов, их пространственном расположении.

Развитие фантазии и творчества

       Непосредственная образовательная деятельность лепкой предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы  действия с пластичными материалами. После того как у детей будут сформированы  основные навыки работы с пластичными материалами, у них появится больше  возможностей для самостоятельной работы. Это позволит предоставить малышам определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Пусть ребенок сам  выберет, какого цвета будет пластилиновый цветочек или где будет располагаться  пластилиновая снежинка. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их  креативность (творческое начало личности).

           И, конечно же, очень важно  эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. Готовые  работы нужно внимательно рассмотреть, одобрить, а маленького автора похвалить  за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо  наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности  закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек  творчества.

Личностное развитие

         Следует внимательно и осознанно  относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети  чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям этого  возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных  психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению  результата. Поэтому полезно организовывать выставки детских работ и регулярно  обновлять их.

          Нужно почаще хвалить малышей, небояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствоватьсебя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

          Целью моей работы является  приобретение детьми раннего возраста умений и навыков передавать впечатления о  предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Обоснование цели связано с тем, что прислушиваясь, всматриваясь, прикасаясь к миру предметов, природы,ребенок открывает разнообразие красоты, проявляет восприимчивость к ней,способность позитивно к ней прикоснуться.   

        Для  достижения цели я определила следующие задачи: 
Продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Развивать у него способность замечать, понимать изображение  знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только насодержание образа, но и на художественную форму: Познакомить с разными видами художественно- эстетического воспитания (лепка, рисование, художественный труд) и различными техниками. Поддерживать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и картоне.  Воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться  своими, чувствами с близкими людьми.  
Воспитывать отзывчивость на доступные их пониманию произведения искусства.

       Для решения поставленных задач выполняю ряд условий:  
- учитываю индивидуальные особенности, возможности и потребности каждого  ребенка  
- руководствуюсь основными дидактическими принципами в обучении: постепенного  перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности  
-осуществляю интеграцию деятельности совместно с музыкальным руководителем;
- приобщаю родителей к активному участию в создании эстетически развивающейсреды.
       Последнее условие очень важно иактуально, так как в детском саду ребенок живет большую часть своего времени,занимается, отдыхает. С коллегой и родителями мы постарались, чтобы детям былов ней эмоционально комфортно. Групповая комната эстетически оформлена. Книги,игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий доступны детям ирадуют их не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетическиетребования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования вработе с детьми,  так как внешний вид  игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. 

      Необходимо подчеркнуть, что в  художественно – эстетическом воспитании малышей особая роль принадлежит иллюстрации. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства с  которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Часто замечала, как при рассматривании иллюстраций дети улыбались, восторгались, эмоционально реагировали словом и движением.

      В основу обучения детей третьего года жизни было заложено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать,сравнивать, различать, сопоставлять. Побудителем к деятельности являлись игровая мотивация, игровой зачин, игрушка. Таким образом, я решала задачу развивать большую устойчивость деятельности за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, потому что именно эмоциональное состояние ребенка имеет огромное значение для его развития. Поэтому не волевым усилием, а неожиданной радостью восприятия привлекала внимание детей: например, издавала звук, предлагала прислушаться и найти в группе того, кто мяукает, кукарекает, лает,пищит и т.п. или внести красивую корзину, коробку, прикрытую чем-то, и заинтриговать детей ее содержимым. Эффективным приемом привлечения внимания малышей были мои действия с игрушками, предметами без предварительного объяснения и приглашения детей к участию в деятельности. 

      Использовала пособия и материалы, которые  отвечали следующим требованиям: выразительность и ясность; привлекательность; безопасность, вариативность.  
       Наблюдения показали, что ребенку ввозрасте от двух до трех лет интересен сам материал, потому что он так лучше  чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем скистью. Поэтому я практиковала способ рисования пальчиками падающих листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает,как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой,но и воображает себя этой кошкой и медведем. Таким образом, дети изображали отдельные предметы, иногда я предлагала в качестве материала использование губки или тампона. 

          Неоднократно побуждала детей к практическим действиям, помогала увидеть новое использование знакомого предмета. Так цветные клубочки украсили растение и были использованы в качестве материала для рисования. 

Очень нравилось детям рисование печатками, сделанными из картошки. Необычное использование продукта увлекало детей, они с удовольствием печатали и создавали свои неповторимые произведения искусства.  
Смотрели с детьми, что получилось и на что похоже это изображение, а недостающие детали дорисовывали кистью, карандашом или фломастером. Таким образом, на занятиях художественно-эстетического цикла решала задачи творческого развития детей раннего возраста, а именно: развивала у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждалаэмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности.  
Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Отрадно быловидеть, как нарисованные, вылепленные образы, воспринимались ребенком как живыеи доставляли ему положительные эмоции. 

           Подводя итоги, работы я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно - эстетического воспитания(знакомство с искусством, изобразительной деятельностью) использование разнообразных средств методов и приемов способствовали приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных  образов. 

                                                                           Нематова Н.К.

 
15 февраля 2012 в 16:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.