МБДОУ Детский сад № 17 г. Уфы

Палка, палка, огуречик… или Творческие занятия в раннем возрасте

 Уже достаточно длительное время среди педагогов и психологов, а также среди родителей ведутся споры о пользе и вреде развивающих занятий с ребенком раннего возраста (1-3 лет). Дело в том, что это период очень активного овладения ребенком знаниями, умениями и навыками. Никакой другой возраст не сравнится по насыщенности с этим. Поэтому часто молодые родители, зная этот факт, стремятся максимально посещать с ребенком разные группы развития по обучению математики, чтению, английскому языку. Но для большинства таких занятий необходимо освоение теории, сухих знаний, даже при попытке передать их через игру и сказки. И вот тут начинаются проблемы, потому что для 2-3 летнего ребенка серьезные книжки не привлекательны, ему интересно то, что ярко, громко, весело и заряжает позитивными эмоциями. Поэтому самый естественный, а следовательно, и самый лучший способ для ребенка познать окружающий мир- это творчество.

 Для творческих заданий можно использовать самый разный подручный материал.

Краски (пальчиковые, гуашь, акварель), мелки (восковые, пастельные) фломастеры, карандаши, пластилин для лепки, цветное тесто, цветная, гофрированная бумага, картон, кисти, собственные ладошки, природные материалы (макароны, гречка, манка, листья, вата и т.п.) и т.д.на что хватит фантазии!

Чем больше возможностей для творчества, тем лучше ребенок будет ориентироваться в мире. Экспериментируя с разными арт-материалами, малыш научится различать цвета и формы, фактуры и размеры, будет развиваться мелкая моторика рук, а значит — мышление и речь. Кроме того, именно в этом возрасте через манипуляции с красками и пластилином закладывается способность видеть красоту в абстрактном искусстве, в простом сочетании цветов и линий, независимо от того, принимают ли они конкретную форму.

Конечно, рисунки и поделки 2-3 летнего ребенка не будут отличаться техничностью и правильностью исполнения, но это и не главное. Основной элемент в деятельности этого возраста — это получение удовольствие от процесса. И это важно помнить, потому что положительные результаты обучения будут лишь в том случае, если это малышу интересно. Поэтому основной принцип занятий - «обучение через удовольствие«.

Творческие задания лучше всего разбавлять активными играми и упражнениями, потому что двигаться- это чуть ли не главная потребность ребенка в возрасте 2-3 лет. Под веселую музыку развиваются координация движений, крупная моторика, можно изучать такие понятия как быстро- медленно, широко — узко, далеко — близко, много — мало, ребенок обучается умению подчиняться правилам игры, что в дальнейшем очень пригодиться в детском саду и школе.

Рекомендации по проведению творческих занятий с ребёнком 2-3 лет

· Приобщайте малыша к творческим занятиям как можно раньше.

· Позволяйте рисовать не только карандашами и фломастерами, но и красками. Используйте свое воображение и вместе с малышом пробуйте рисовать пальчиками, ладошками, поролоновыми губками, ватными палочками и дисками, и другим подручным материалом.

· Старайтесь не действовать за малыша, будьте рядом, рисуйте и творите вместе с ним, но не за него. Пусть результаты его будут сначала совсем небольшими, но важно, чтобы он приучался действовать самостоятельно, только в этом случае обучение принесет свои плоды. Помогайте малышу только тогда, когда он просит о помощи, если же видите, что ребёнок справляется сам, предоставьте ему свободу действий.

· Расспрашивайте о том, что ребёнок сделал или нарисовал. Сочините с малышом сказку о нарисованных героях или поиграйте с вылепленными персонажами. Так будет развиваться мышление, память, воображение. Сценки могут быть как выдуманные, так и взятые из жизни. Это один из способов в игровой форме привить ребёнку правила поведения в обществе (например, если малыш отбирает игрушки на детской площадке, можно слепить с ним простейшие фигурки и проиграть знакомые ситуации, показав, как можно и нельзя себя вести с другими).

· Чаще хвалите малыша за его творческие успехи. Позитивно заряженное обучение развивает у ребёнка бОльшую свободу в оценке собственных действий, а значит, закладывает основу для развития высокой самооценки.

· Покажите, что Вы цените и уважаете старание своего чада - пусть поделки постоят какое-то время на полке, чтобы их видели другие родственники и приходящие гости. Так у ребёнка будет развиваться уважение к своему и чужому труду.

 Творите и мечтайте вместе, и жизнь всегда будет наполнена яркими красками!


16 июня 2014 в 12:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.